ЗГОН «Возрождение»
Исторически сложившиеся группы немцев на территории Российской Империи Первая группа — это крупные и даже крупнейшие помещики, представители аристократии и крупной бюрократии Российской Империи немецкого происхождения. В подавляющем большинстве, сильно обрусевшие и даже принявшие православие. Себя они считали русскими и никаких стремлений к обособлению, как это имело место у их единоплеменников в Прибалтике, ничем не проявили. Графы Ламздорфы, графы Гейдены, бароны Меллер-Закомельские, Будберги, Штейнгели, графы Граббе и не мало других (титулованных и не титулованных) были помещиками Украины. Появились они на Украине в результате пожалований им имений Российскими Императорами (на Левобережьи — казенных с «государственными» крестьянами; на Правобережьи, кроме того, конфискованных у польских помещиков, принимавших участие в восстаниях; в Новороссии — обширных незаселенных земель). Имения эти иногда были огромны и исчислялись десятками тысяч десятин, как например, имение герцога Мекленбург-Стрелицкого, около Полтавы или имение Фальц-Фейна, в Новороссии. Хотя все эти помещики, как немцы по происхождению, и имели формально право выступать, как национальное меньшинство, они, считая себя русскими и относясь резко отрицательно к Центральной Раде, никаких не только попыток сотрудничества с нею, но даже и контакта не имели. Единственным исключением был барон Штейнгель, богатейший помещик Волынской губернии, который принял активное участие в украинской политической жизни и, в 1918 году, был первым послом Украинской Державы в Берлине. Вторая группа — это немцы ремесленники, квалифицированные мастера и торговцы, разбросанные по всем городам Украины. Их было сравнительно не много и они быстро обрусевали и смешивались с русским населением, нередко уже во втором-третьем поколении забывая свой язык. Естественно, что ни до, ни после Революции эта группа как «национальное меньшинство» на политической арене не появлялась и никакого участия в политической жизни не принимала. С Германией эта группа, как и первая, никаких или почти никаких связей не имела, кроме сентиментальной любви к стране своих предков. Обе эти группы были лояльными подданными Российского Императора. Третья группа, — самая многочисленная, — это были так называемые немецкие «колонисты». Это были земледельцы, почти исключительно люди личного физического труда (крупных землевладельцев среди них было мало), жившие обособленными селениями — «колониями» в Черниговской губернии, на Волыни, в Новороссии, которая включала Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии и Бессарабскую область. Формирование немецкой общины. Появились они сначала в Черниговской губернии в царствование Екатерины 2-й, которая предоставила им богатейшие обширные земли в самом сердце Украины, в непосредственной близости от бывшей гетманской столицы — Батурина. На положении вольных поселенцев, не зная крепостного права и получивши ряд привилегий при несении денежных и натуральных повинностей, они создали там (в Конотопском и Борзенском уездах Черниговской губернии) ряд больших и богатых сел, давши им немецкие наименования (Грос Вердер, Клейн Вердер и др.) и устроивши их по типу немецких сел. Вместо украинских хат-мазанок они имели хорошие кирпичные дома, крытые черепицей, готические «кирхи», правильно распланированные улицы. Начиная с языка, религии, мелочей быта и кончая одеждой и даже упряжкой лошадей (волов они не любили) — все было копией немецких сел. С местным населением они не только не смешивались, но и мало общались.Несколькими десятилетиями позднее, уже в 19 веке, созданы были такие же «колонии» в Новороссии, на Волыни и в Бесарабии. Хотя внешне все эти «колонисты» и были лояльными российскими гражданами, но внутренне они тяготели к Германии и многие из них своей настоящей родиной считали не Россию, а Германию. С ней они имели постоянную, чисто национально-культурную связь, частично через очень сильные немецкие организации Прибалтики. Не мало было и таких, которые состояли в так называемом «двойном подданстве». Состояло оно в том, что каждый немец (по крови), независимо от его места жительства и подданства другого государства, мог быть одновременно и германским подданным. Об этом существовал в Германии специальный закон, вызывавший самые резкие возражения других государств. Эти, состоящие в «двойном подданстве» немцы — российские подданные нередко даже ездили в Германию отбывать воинскую повинность, как разоблачали русские газеты в годы перед 1-ой войной. Обособленность немцев-"колонистов" и полемика в газетах о «двойном подданстве» вызвали перед войной и во время войны недоверчиво-подозрительное отношение к русским немцам вообще. И совершенно естественно, что во время еще длившейся войны с немцами, в 1917 году, выступление немецкого «национального меньшинства» Украины, вряд ли бы было тактичным. Немцы это поняли и никакого участия в политической жизни Украины в годы Революции и Гражданской Войны не приняли. Создание немецких «колоний» и приглашение Российским Правительством для этой цели крестьян из Германии (и предоставление им всяческих льгот) многие объясняют той особо покровительственной политикой, которая применялась к немцам с конца XVIII-го до конца XIX-го столетия. Политика же эта объяснялась немецким происхождением династии и огромным немецким проникновением в придворные и высшие бюрократические круги. Но вряд ли с этим можно согласиться. Кроме сентиментально немецких мотивов преимущественно играли роль мотивы государственные: желание поскорее заселить и культивировать богатые, пригодные для земледелия, пустующие земли. И при том заселить теми, кто у себя на родине были образцовыми хозяевами и могли служить примером для соседних украинских земледельцев. Свободных земель тогда было много. Немецкая община на современном этапе После освобождения Запорожской области от оккупантов на ее территории в 1944—1946 гг. оставалось множество немцев (23950 военнопленных и 24000 интернированных). Военнопленные работали на восстановлении разрушенных предприятий, строили жилые дома, а интернированные поднимали сельское хозяйство. Из Германии привозили в основном молодых женщин и подростков. Среди мужчин было немало инвалидов и пожилых. Вопрос об использовании немцев в качестве рабочей силы в районах, наиболее пострадавших в ходе военных действий и во время оккупации, обсуждался еще на Ялтинской конференции. 29 декабря 1944 г. Госкомитет обороны СССР принял постановление №7252-СС о трудовом использовании мобилизованных немцев. А в феврале 1945-го аналогичные документы утвердил СНК УССР и ЦК КП(б)У. Использование «германского труда» было одобрено официально и нашло отражение в разделе о «репарациях с Германии натурой». В 1946 году «чужих» немцев начали потихоньку отправлять в Германию. А интернированных и военнопленных заменили советские немцы. Граждане СССР немецкого происхождения, чьи предки вкладывали свой труд в развитие территорий Поволжья, Северного Причерноморья и Приазовья, Крыма и Приднепровья, с клеймом «враги народа» или «члены семьи врагов народа» отправились «покорять» Сибирь и Казахстан. В первые месяцы Великой Отечественной Войны из Украины в Сибирь и Казахстан было депортировано 450000 немцев. Мужчин немецкой национальности отправляли в трудлагеря с 17-летнего возраста. В конце 1942 г. очередь дошла и до девушек 15−16 лет. Волжский лагерь для депортированных советских граждан назывался трудовым, хотя, по сути, являлся типичным концентрационным — с круглосуточной охраной, безжалостными конвоирами, колючей проволокой по периметру и бараками. В 1943-м часть немцев перевезли на Урал — строить плотину на реке Чусовая. Там тоже жили в трудлагере за колючей проволокой, но условия были чуть лучше. А когда в 1946 г. молодых немцев привезли в Украину, они вспомнили, какой бывает нормальная жизнь. В 1946 г. в Днепропетровске проходила первая региональная конференция молодежи Украины, делегатами которой были 15 человек немецких трудармейцев. В 1948 г. трудармейцам выдали временные паспорта, а через год позволили выехать к родственникам, остававшимся в Сибири, на Урале и в Казахстане. Многие уехали и очень скоро они об этом пожалели, так как снова попали в положение неблагонадежных и поднадзорных. У немцев забирали паспорта, лишая их возможности свободно передвигаться и обустраивать свою жизнь. Лишь в середине 50-х им удалось вернуться в Украину, где их хорошо знали и где были востребованы специалисты многих профессий. Согласно переписи населения в 1939 г. в Украине проживали 546527 немцев. В 1989-м их насчитывалось всего 37849 человек. В Днепропетровской области, в состав которой входила территория современной Запорожской области, по официальным данным, проживало 9396 граждан немецкой национальности. Опасаясь притеснений по национальному признаку, многие перестали указывать в документах, что они немцы. Родившимся в Украине детям и внукам бывших трудармейцев давали славянские имена, и сколько сегодня здесь живет немцев по крови, точно сказать нельзя. В 2006 г. Запорожские немцы, бывшие трудармейцы, отмечали 60-летие со времени прибытия в Приднепровье. Они считают, что 1946-й год стал и годом возрождения немецкой диаспоры в Украине. Во времена горбачевской перестройки советские немцы начали создавать свои общественные и юридические организации. В 1989 г. состоялся первый съезд немцев СССР, а в 1991-м, вскоре после развала Советского Союза, практически во всех больших и малых городах компактного проживания немцев, были созданы немецкие общественные организации. Первой такой организацией в Запорожье является «Видергебурт», целью которой является восстановление культуры, традиций и обычаев этнических немцев в Запорожье и области. В организации на постоянной основе проводится изучение немецкого языка разного уровня; работает детско-юношеская воскресная школа, в которой дети обучаются немецкому языку, искусству рисования, танца, изучают народное творчество, мастерят художественные поделки; проходят занятия молодежного хора и хорового коллектива ветеранов. Также члены немецкой общины вместе отмечают Пасхальные праздники, День матери и День Святого Валентина, День благодарения и Рождество Христово, чтят День скорби, проводится Новогодний детский утренник. |